Я тут задумался о том, почему люди сейчас так озабочены темой «конца света». И вот какие мысли меня посетили. Но начну с предыстории. Одна моя знакомая журналистка сказала о том, что она находится в некотором недоумении после того, как недавно пообщалась с послом государства Х (не будем его компрометировать, называя страну). Он сообщил о том, что преисполнившись всей серьезности, ожидает «конца света». И вот о чем я подумал, узнав эту историю. Похоже, что на поверхность нашей современной жизни поднимается нечто, от чего мы не можем уйти. Тема «конца света» стала подобна инфекции. Люди передают ее друг другу, при этом делая это зачастую неосознанно. В душах людей существует некая тревога, которая отражает их опять же не осознаваемое предчувствие назревающих перемен. И люди передают эту тревогу друг другу по принципу эмоционального заражения. Похоже, что эта тревога тесно связана с кризисом, который переживает на сегодняшний день наша западная цивилизация (не уверен, что на востоке люди ждут конца света, это, насколько я понимаю, более свойственно христианской цивилизации, хотя и опирается все это на предсказания Майя, но можно вспомнить миллениум, когда люди также ждали «конца света»; поэтому можно предположить, что такие ожидания существуют сами по себе, а Майя – это лишь повод для их проявления).
Мы с коллегами время от времени обсуждаем вопросы культуры, политики, искусства, и порой сходимся во мнении, что сейчас общество переживает определенный застой. Технический прогресс шагнул очень далеко, и произошло это ошеломляющими темпами. Всего за каких-то сто с небольшим лет, мы имеем то, о чем и не мечтали наши предки. Но что именно мы сейчас имеем? Есть и оборотная сторона этого прогресса. Общество встало с ног на голову. Основным принципом стал принцип потребления: ты живешь правильной жизнью, если имеешь жизненные атрибуты, говорящие о твоем успехе, и чем их у тебя больше, тем более ты значим; смысл жизни находят в потреблении.
Смешное дело, если посмотреть на то, чем заняты те же производители автомобилей, то можно ужаснуться. Технические характеристики автомобилей меняются мало, но меняется дизайн, мода. И это происходит во многих сферах, не только в автомобилестроении. В этом плане, замечательно отражена идея внутреннего опустошения и бессмысленности (царящих в обществе потребления) в фильме Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (ну, и книге Ч.Паланика, соответственно).
Также как и в производстве, застой можно заметить в искусстве, науке. Современные открытия стали все более оторванными от реальности и обычный человек неспособен увидеть тех перспектив, которые стоят за открытиями ученых. Уж слишком специализированной стала наука. В искусстве также не происходит никаких сильных изменений: нет музыкальных гениев, которые создавали бы новые течения (гении, конечно же, есть, только они остаются не удел в контексте современного культурного мейнстрима, уж очень он стал всепоглощающим и масштабным). Я говорю здесь про музыку, потому, что в ней понимаю больше, чем в живописи и литературе. Но, если говорить про литературу, то в ней также можно заметить ориентацию писателей на потребителя. Все современное массовое искусство стало заточенным на потребителя. Оно ориентированно не на выражение уникальности существования данного человека или выражение какой-то глубокой духовной (религиозной) идеи, а на отработку социального заказа: «Чего изволите?». Можно вдобавок, оторвавшись от искусства, бросить мельком взгляд на развитие компьютерной техники. Она очень быстро эволюционировала. Однако последние годы в сфере ее разработки не происходит никаких новых открытий и трансформаций. Само появление слова «гаджет» изменило изначальный смысл этой техники, сделав ее атрибутом современного человека, своеобразной игрушкой в руках сорокалетнего ребенка нашего времени. Это очень символично – то, что наше потребление и неудержимая тяга к нему не позволяет нам взрослеть, а именно духовно взрослеть.
Тут, важно сказать и про церковь. Но я опущу эту тему. Очень мне не хочется с кем-то спорить, препираться. Скажу одно, церковь, несмотря на попытки власти ее возродить в качестве рычага влияния на массы, не дает на сегодняшний день человеку успокоения от той тревоги, которой он заражается в мире, в котором живет. Человек стал старше, и одновременно, парадоксальным образом, потерял духовную опору. И вот сейчас, многие люди, чувствуя, что вокруг развернулся не просто экономический кризис, а кризис духовный, неосознанно начинают думать о «конце света», начинают ждать его, как наказания или избавления от того, что происходит сейчас. Ведь с психологической точки зрения кризис – это такая ситуация, в которой человек, так, как жил раньше, жить уже не может, а как жить по новому, пока еще не знает. Ну, а смерть часто ассоциируется с неким переходом из одного состояния в другое (завершением какого-то состояния), так вот и «конец света» многими воспринимается не как окончание жизни, а как переход в некое новое состояние. Поэтому я думаю, что эти ожидания «конца света», царящие вокруг, нужно воспринимать как симптом болезни нашей современной культуры. Она больна, и люди ждут, когда же произойдет хоть что-то, что изменит течение болезни. Простите меня за медицинские сравнения, но они, по-моему, очень подходят. Вот такие мысли посетили меня накануне «конца света».