Всем нам (ну, почти всем) хорошо знакомы вечерние поездки в метро. Если в утренние часы, когда мы еще не так сильно устали, терпеть толкотню и обезличенность мы способны, то вечером, возвращаясь с работы… Что уж там говорить. Хочется поскорее добраться до дома, сесть в любимое кресло и глубоко вздохнуть. А тут, на тебе… Трясись в вагоне, стой и терпи.
Кто — как занимает это время подземных переездов. Кто-то читает (газеты, журналы, книги), кто-то играется с телефоном или PSP. Некоторые даже умудряются готовиться к сессии, штудируя конспекты только в метро. Но очень многие люди в метро «переживают». Они едут и возвращаются к своим заботам, сомнениям, мыслям, чувствам, желаниям. Часто можно увидеть, как кто-то ведет очень бурную беседу с самим собой, не открывая при этом рта. Не знаю, конечно, с самим собой он ведет беседу, или с кем-то еще. Разное бывает. Наш основной интерес сейчас – это именно переживания. Ниже я хочу предложить вариант того, чем можно заниматься в метро, помогая самому себе пережить то, что происходит в жизни.
Как обычно мы беседуем сами с собой? Например, мы можем припоминать какую-то неприятную беседу с кем-то (начальником, другом, любимым человеком). И припоминая ее, мы буквально круг за кругом переживаем ситуацию по новой. Думая: «А вот если бы я сказал то-то…», или «Ну, какая же она (он) – сволочь!», или «Меня загнали в тупик, я не знал что сказать и сделать. Но если бы была моя воля…». И тут могут разворачиваться яркие фантазии на тему, что было бы, если бы… Иногда фантазии становятся важнее реальных отношений. А сколько порой сил уходит на эти фантазии!
Это не единственный вариант того, что может происходить с человеком во время поездки в метро. Еще, например, человек может продумывать план своих действий, — как ему поступить в той или иной ситуации. Здесь есть очень важный момент. Насколько это продумывание продуктивно? Если после таких раздумий мы собираемся с силами и совершаем какое-то важное для нас действие, то это хорошо. А если эти раздумья поглощают нас, но мы не совершаем необходимых действий? Насколько это полезно для нас самих?
Если Вам знакомы описанные мною ситуации, то я предложил бы Вам немного иной способ отношения к собственному переживанию того, что происходит в Вашей жизни. Задача здесь кажется простой, но на самом деле все это очень не просто. Вот как можно разбираться со своими переживаниями (с помощью своего сознания):
Постарайтесь прислушаться к себе. Постарайтесь понять то, что происходит внутри Вас. Понять и «отпустить» на время. Отпустить и подождать, не появится ли что-то еще на поверхности вашего сознания. Если это что-то появляется, то встретить его. Порадоваться этому. Принять. Попытаться понять, уточняя, что это. Уточнить свое отношение к тому, что появилось (будь это мысли, чувства, или что-то еще), и также отпустить, ожидая чего-то нового. Совершая такие шаги: прислушаться-принять-понять-отпустить-вновь прислушаться, — Вы сможете шаг за шагом пройти вглубь самого себя. Подойти к тому, что не лежит на поверхности, но что является очень важным для Вас. Итогом такой внутренней работы может стать ощущение, что Вы прошли все свои переживания насквозь, охватили их целиком, поняли себя гораздо глубже, чем ранее, и стали способны в большей степени ориентироваться в том, что же с вами на самом деле происходит. Неплохой бонус к тому, что Вы доехали домой.
Конечно, все это легче сказать, чем сделать. Да и слова эти могут показаться уж очень абстрактными и оторванными от жизни. Давайте разберемся.
Во-первых, одним из самых важных условий успешности этого действа является, как говорил Карл Роджерс, безусловное позитивное и безоценочное принятие того, что приходит Вам на ум, тех чувств, которые поднимаются в вашей душе, всего того, что происходит внутри Вас. Один из элементов этого принятия – это отсутствие критической оценки. Обычно мы говорим сами себе: «Это чушь! Я не хочу так думать! Это какие-то ненормальные чувства, так нельзя!».
Если же Вы пытаетесь принимать то, что происходит внутри Вас, тогда Вы говорите примерно следующее: «Да, мне не нравятся эти чувства, но они есть. Да, у меня появилась эта мысль, и она появилась у меня, а не у кого-то другого».
Во-вторых, очень важную роль играет ваше желание понять. За этим желанием понять стоит искреннее непонимание (как бы парадоксально это не звучало) того, что есть внутри. Грубо говоря, Вы раз от раза задаетесь вопросом: «Я не понимаю! Что мне тут не ясно? В чем нужны пояснения?». Например, если появляются какие-то образы, ситуации (картина разговора с начальником, к примеру), то Вы могли бы спросить себя: «А что я чувствовал в этот момент?». И попытаться уточнить этот вопрос. Уточнить с помощью обращения к собственному телу, например: «Что происходит с моим телом?». Шея напряжена, во рту пересохло, горло сжато. «О чем бы это могло говорить? Что за чувство стоит за таким телесным проявлением?» Еще важный вопрос: «Что я хотел бы сказать человеку в той ситуации, которую я вспомнил?».
В-третьих, один из самых сложных моментов здесь заключается в полном принятии ответственности за свою жизнь, свои чувства, мысли, переживания. Это принятие избавляет Вас от ощущения «жертвы». Приняв ответственность на себя, Вы перестанете чувствовать, что все вокруг происходит без вашей воли и не зависит от Вас. Как это сделать?
Рассмотрим это на примере ответа на вопрос, поставленного чуть выше. Итак «Что я хотел бы сказать человеку в той ситуации, которую я вспомнил?». Если Вы вспоминаете ситуацию, в которой испытали раздражение и гнев, то, возможно, Вы ответили бы на этот вопрос так: «Ах, ты! Сволочь ты этакая! Сказал бы я тебе… Да не буду мараться. Не достоин ты моих слов!». Допустим. Сказали это внутри себя, и насколько стало легче? Отчасти легче, но я более чем уверен в том, что захочется повторить что-то похожее внутри себя еще раз. Почему? Да потому, что эти слова не помогают человеку пережить то, что есть внутри него и не помогают взять на себя ответственность за ситуацию и за собственные чувства.
Как могло бы выглядеть другое утверждение? Ну, например, так: «Я вспоминаю сейчас эту ситуацию с начальником, и понимаю, как он меня разозлил. Мне так хотелось ударить его. Я очень сильно разгневался. И я с трудом терпел этот гнев. Я хотел бы сказать начальнику вот что «Простите меня, но мне так тяжело сейчас терпеть Ваши слова. Мои силы на исходе. Я перестаю понимать то, что Вы говорите, потому что меня захлестывает чувство гнева. Мне очень неприятно испытывать это чувство. Я очень хотел бы завершить наш диалог более мирным путем, чтобы внутри меня не оставалось столь болезненного осадка, который мне мешает сосредоточиться и работать продуктивно». Конечно эти слова – идеальный вариант, и далеко не каждый способен сформулировать свою мысль так в напряженной ситуации, но мы сейчас говорим о метро и о том, что Вы делаете с собой в процессе поездки. В метро есть много времени, чтобы сформулировать все примерно таким образом.
И последний, четвертый этап – «отпускание» того, что поднялось на поверхность. Если Вам удалось понять и сформулировать то, что происходит внутри Вас без обвинений других и тому подобное, то Вы заметите, что уже от этой формулировки в душе появляется легкий ветерок освобождения. Теперь отпускать пришедшее на ум легче. Отпускать и вновь прислушиваться к тому, что происходит внутри. Надо сказать, что как в самом начале, так и на этом этапе может возникать ощущение пустоты, будто бы Вы прислушиваетесь к себе, но внутри Вас ничего нет. Не бросайте это занятие, просто подождите, терпеливо подождите. Ведь Вы не каждый день искренне прислушиваетесь к себе.
Предельная цель всего этого процесса – научиться слышать себя, понимать то, что происходит внутри, доверять себе и опираться на себя (свои чувства, мысли, желания) в сложных ситуациях, которые требуют немедленного эффективного решения, а не пережевывания своих проблем, обид и огорчений.
Мои заметки не содержат исчерпывающих рекомендаций и технологий. Задача была другой – вызвать интерес к себе самому, к процессу принятия себя и погружению в собственные переживания. Если эта тема действительно вызвала у Вас интерес, то я могу порекомендовать Вам почитать книгу Карла Роджерса «О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта». Она состоит из ряда статей, в которых можно подчерпнуть более подробные описания того, о чем речь шла выше.