Самопомощь

Упражнение для развития внимания (М.А. Чехов)

На всякий случай скажу пару слов, о том, кто такой М.А. Чехов. Он был очень известным актером театра и кино, учеником К.С. Станиславского, с которым правда в последствии разошелся во взглядах на предмет актерского ремесла. В свое время из-за второй мировой войны он был вынужден уехать в Америку. И там он завершил важную книгу под названием «О технике актера». Надо сказать, что ходят слухи, будто бы и сейчас в Америке все система образования актеров базируется на его методе и на этой книге. Наши соотечественники, актеры современного театра и кино используют при обучении книгу в которую вошли две работы. Первая из них  —  «Работа актера над собой» К.С. Станиславского, и вторая — «О технике актера» М.А. Чехова. Так что значимость этого текста весьма велика для современников. Я хочу привести здесь цитату из этой работы. Это рассказ Чехова о его взгляде на внимание, и то, как его воспитывать. Этим и другими упражнениями пользуются актеры в процессе своего творческого обучения. Думаю, что безотносительно к теории само упражнение полезно и не актерам.

М.А. Чехов «О технике актера» (отрывок)

 

Внимание  есть процесс

Что переживает душа в момент сосредоточения? Если вам случалось наблюдать себя в такие периоды вашей жизни, когда вы в течение дней и недель с нетерпением ждали наступления важного для вас события или встречи с человеком желанным и любимым, вы могли заметить, что наряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще и другую внутренне деятельную и напряженную. Что бы вы ни делали, куда бы ни шли, о чем бы ни говорили вы непрестанно представляли себе ожидаемое вами событие. Даже и тогда, когда сознание ваше отвлекалось заботами повседневной жизни, вы в глубине души не прерывали связи с ним. Внутренне вы были в непрестанно деятельном состоянии. Эта деятельность и есть внимание. Рассмотрим ее подробнее.

В процессе внимания вы внутренне совершаете одновременно четыре действия. Во-первых, вы держитенезримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых, вы проникаете в него.

Все четыре действия, составляющие процесс внимания совершаются одновременно и представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физического усилия и протекает целиком в области души. Даже в том случае, когда объектом вашего внимания является видимый предмет и вы принуждены физически пользоваться вашим зрением, все же процесс сосредоточения внимания лежит за пределом физического восприятия зрением, слухом или осязанием. Часто упражнения не внимание ошибочно строятся на напряжении физических органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.д.), вместо того чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень, лишь предшествующую процессу внимания. В действительности органы внешних чувств освобождаются в тот момент, как начался процесс внимания. Ожидая предстоящего события, то есть будучи сосредоточены на нем, вы можете, как я уже сказал выше, днями и неделями вести вашу повседневную жизнь, свободно пользуясь вашими органами чувств: внимание протекает за их пределами. И даже (вы заметите это при дальнейших упражнениях) чем меньше напряжены органы ваших чувств, тем скорее вы достигаете сосредоточения внимания и тем значительнее его сила.

Едва ли следует говорить о том, что объектом внимания может быть все, что доступно сфере вашего сознания: как образ фантазии, так и конкретный физический предмет, как событие прошлого, так и будущего.

Внимание. Упражнение 1.

Выберите простой предмет. Рассмотрите его. Чтобы избежать гляденья на предмет опишите для себя его внешний вид. Проделайте внутренне (психологически) все четыре действия, составляющие процесс внимания: держите предмет, притягивайте его к себе, устремляйтесь к нему, проникайте в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий проделайте сначала отдельно, потом вместе, соединяя по два, по три и т.д. Продолжайте упражнение, следя за теми, чтобы ни органы ваших чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.

Меняйте объекты вашего внимания в такой последовательности:

  1. Простой, видимый предмет.
  2. Звук.
  3. Человеческая речь.
  4. Простой предмет, вызванный в воспоминании.
  5. Звук, вызванный в воспоминании.
  6. Человеческая речь (слово или одна фраза), вызванная в воспоминании.
  7. Образ человека, которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
  8. Образ, взятый из пьесы или литературы.
  9. Образ фантастического существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный вами самими.

Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет для вас легко выполнимым единым душевным актом.

Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое легко выполнимое действие. Постарайтесь уяснить себе при этом, что процесс внимания протекает в душевной сфере и не может быть нарушен внешними действиями, одновременно с ним совершаемыми.

Следите, чтобы внимание по возможности не прерывалось не доводите себя до утомления, в особенности вначале. Регулярность в упражнениях (два-три раза в день) важнее, чем их длительность. Время от времени возвращайтесь к первоначальным, более простым упражнениям.

 

Последствия развития внимания.

Овладев техникой внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет, станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества проявятся и на сцене во время игры. Бесформенность и расплывчатость исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность.