Я решил написать этот текст, адресуя его одному моему знакомому. Однако вполне возможно, что он был бы интересен и кому-то еще, кроме него. Речь пойдет о том, как мы существуем в этом мире, и, как с этим миром взаимодействуем.
Было довольно много философов и психологов, которые в своих работах развивали идеи существования. При этом большинство из них, делая акцент на существовании, говорили о том, как важно позволять себе и миру быть такими, как есть, без различного рода претензий, отрицания и т.п. К примеру, в прошлом веке жил такой философ, психолог, психиатр Людвиг Бинсвангер, который довольно много времени посвятил исследованию существования людей с тяжелым психиатрическим диагнозом. И он заметил, что существование многих из них является довольно суженным, подчиненным каким-то однозначным идеалам, которые не очень соответствуют реальности. Такие идеалы он называл Экстравагантными. Суть его мысли заключалась в том, что существование человека, поглощенного таким идеалом, во-первых, начинало вращаться вокруг этого идеала, а во-вторых приходило к довольно печальным последствиям, которые сам Бинсвангер называл «истиранием бытия».
Почему такое происходило? Как говорил этот автор, существование, выбравшее подчинение Экстравагантному идеалу, волей-неволей было вынуждено отказаться от себя самого, от своего свободного движения в мире, и при этом, непременно выставляло требования к миру. Немудрено, что мир не может соответствовать какому-то одному идеалу. А также, немудрено, что каждое такое несоответствие и мира, и себя самого – непременно приносит огромное количество мучений и страданий человеку. Помимо этого, подчинение идеалу и постоянные ранения, которые переживает человек от несоответствия происходящего такому идеалу, зачастую приводит к необходимости обманывать себя, пряча все несоответствия, и тем самым только упрочняя этот идеал. Финал развития событий был уже описан выше. Это довольно сильное сужение мира, в котором существует человек и появление на свет разнообразных «прикрытий» в виде навязчивых страхов, навязчивых действий и даже галлюцинаций!
Конечно, это – не абсолютный взгляд на то, как существует человек в мире. Все мы живем по-разному. Однако подчинение своего существования такому Экстравагантному идеалу действительно может приводить к печальным последствиям. Например, одна из пациенток Бинсвангера не могла принять свою телесную конституцию. Она была пышной и дышащей жизнью. Но при этом идеалом ее стала стройность. Для этого она принимала разнообразные слабительные, голодала, доводя себя до тяжелого физического состояния. Помимо этого она была очень требовательна к миру, людям. Ее девизом был такой лозунг: «Либо все, либо ничего!». В итоге, дойдя до крайней степени отторжения и себя и мира, эта пациентка совершила самоубийство. Надо заметить, что на протяжении жизни у нее не раз были попытки расстаться с жизнью. Такая вот история.
Но если перестать говорить о грустном, то можно сказать следующее. Мы в силах совершать выбор. И в первую очередь совершать выбор относительно тех идеалов, вокруг которых строится вся наша жизнь. Это только, кажется, что они – абсолютно истинны, и мир стоит на них. Да, он действительно стоит на них. Но только это – не весь мир, а наш. Тот, в котором мы живем, который каждый строит для себя сам. Ведь единого мира для всех – нет. Каждый из нас является ответственным строителем своего «жизненного мира». Понятно, что в наш мир входят и другие люди, и вещи, и пространство, да и мы сами. Однако то, как мы воспринимаем и относимся ко всем этим составляющим нашего мира – целиком и полностью наша забота! А не кого-то еще. Мы можем менять свой мир, свои идеалы и позволять нашему опыту быть естественным и согласованным. Это зависит от нас.
Возвращаясь к началу, скажу вот что. Писал я этот маленький экскурс во взгляды Бинсвангера моему знакомому для того, чтобы объяснить, что «мир» в котором живет каждый из нас – довольно уникален, и разнообразен. При этом вовсе не очевидно, какие идеалы и образующие лежат в основе мира того или иного человека. Поэтому утверждать, что десять человек, находящихся в одной и той же ситуации восприняли ее одинаково – не совсем верно. А также я хотел показать, что жесткое следование какому-то «Экстравагантному идеалу», разделяющему всю жизнь на жесткие альтернативы или-или, не приводит к душевной гармонии. Карл Роджерс похоже смотрел на те жесткие идеалы, которые буквально врастают в человека, и приводят к искажению душевной жизни. В качестве эталона отношения к себе и к миру, он выдвигал такую формулу: «быть тем, кто ты действительно есть». Лично мне такая формула очень импонирует. Однако «быть тем, кто ты есть» — это путь, и довольно дерзкая задача, которая, кстати, требует уточнения. Думаю, что важно быть тем, кто ты есть, но при этом не забывать, что есть еще и другие. Важно уважать и себя и других. Но это уже тема другого разговора.