Для большинства людей, которые ни разу не были на встрече с психологом, остается не до конца ясно, как происходит беседа с консультантом, как вести себя на первой встрече, что говорить и чем, собственно, может помочь психолог. В этом небольшом очерке мы постараемся показать, как могло бы выглядеть первое обращение к психологу. Мы кратко обрисуем ту жалобу, с которой мог бы прийти клиент, и покажем, как на эту жалобу мог бы отреагировать психолог. В данном очерке у нас нет задачи детально описывать происходящие на консультации процессы и саму структуру беседы, а также рассказывать о сути психологической помощи. Задача этого текста – дать опору человеку, который впервые обращается за психологической помощью. Вчитавшись в жалобу клиента, описанную ниже, человек мог бы найти какие-то отголоски внутри себя, отголоски того, с чем он сам мог бы обратиться к психологу.
«Я не могу без него жить! Он – смысл моего существования. Ну почему, почему он не пишет мне и не звонит? Неужели ему наплевать на меня? Как жить дальше? Я не знаю». Так начала клиентка (назовем ее Ольгой) свой рассказ и свою жалобу на неудавшуюся жизнь. Живет она уже несколько лет гражданским браком с мужчиной (назовем его Василием), к которому она питала сильные чувства в самом начале их отношений. Хотя, по ее словам, он ей не так сильно нравился в начале. Сперва даже пришлось привыкать к его некрасивым ботинкам, светлым носкам, надетым с темными брюками, куртке, фасон которой уже давно вышел из моды. Но уже через месяц она души в нем не чаяла. Ну а сейчас? Скука! Рутина! Однообразие! Он занят своей работой, приходит домой и утыкается в экран монитора. Говорит важные дела у него. «Ну а я? Как же я? — причитает она, — Все, с кем я обсуждала мои отношения, говорят, что так нельзя! Я этого не достойна! Я должна жить, а не загнивать в этом болоте!»
Сейчас на горизонте появился новый мужчина. Она случайно поместила свою анкету на сайте знакомств, дабы развлечься, но среди гор пустышек ей встретился Он. Милый, нежный, сильный и абсолютно непредсказуемый. Он ездил на красивой машине, и на первой же встрече отвез ее в дорогой ресторан. Жизнь забурлила! Вот она – сладость жизни, ее прелесть и смысл! Нет никакой скуки, есть постоянное предвкушение чего-то замечательного, чего-то нового. Я люблю его, думала она, лежа в постели с Василием. Время шло, и она уже совсем остыла к своему сожителю. Он прикасался к ней, а она замечала то, что раньше никогда не видела. Мерзкие пятна на его коже, сальные волосы, отвратительный прыщ над губой. Ну как же его целовать? Да, целовать, и запах изо рта… Как я раньше этого не замечала, думала она.
О ее отношениях с новым кавалером, казалось, знали все, ну, кроме Василия, конечно же. Она рассказывала на работе о своих переживаниях по поводу новой смски, рассказывала маме, которой звонила каждый день, рассказывала подружкам, писала знакомым в аське. И в эти моменты она действительно ощущала себя счастливой! Но вот однажды он куда-то пропал. Перестал звонить, писать. Несколько дней от него не было никаких известий. На пятый день молчания он появился. Предложил ей встретиться и сказал, что ему надо серьезно с ней поговорить. Ольга насторожилась, но вместе с тем в душе очень обрадовалась тому, что он здесь, с ней, что он все-таки позвонил и не забыл ее. Вечером состоялась встреча. Но она не очень порадовала Ольгу. Ее кавалер долго говорил о том, какая она замечательная, красивая, умная. О том, как ему было хорошо с ней. Ольгу настораживало это слово «было». Как это было? Он продолжал. Говорил красивые слова, словно убаюкивая ее. И она слушала его и слушала, ей хотелось раствориться, растаять от его нежного голоса. Но вдруг ее как будто бы ударили по голове. В ушах звон, в глазах темно. «Что? Что ты говоришь? Повтори!»,- бормотала она. «Мы не можем быть больше вместе, я встретил другую женщину, которую люблю!», — повторил он.
Мир словно бы рухнул вокруг Ольги. Все вокруг задрожало, затряслось и из ее глаз брызнули слезы. Он пытался успокоить ее, но ничего не выходило. Она встала, и попыталась уйти, но он остановил ее. Он что-то говорил, но звуки не доносились до ее ушей. Ольга вырвалась из его объятий и бросилась бежать. Она блуждала по улицам до двух часов ночи. Телефон разрывался, но это был Василий. Почему Он не пишет и не звонит, думала она. Почему пропал, как так?
Она сидела в кресле и слезы катились по ее щекам. Что делать дальше? Как мне жить? Рядом человек, которого я не люблю, к которому испытываю омерзение. Казалось вот она – жизнь, в моих руках, счастье в моих руках… Но нет. Все ушло. Я осталась ни с чем. Даже хуже, с чувством несбывшихся надежд и знанием того, как это может быть. Ведь я теперь не смогу никого полюбить! Я обречена на страдания.
Такими словами она завершила свой рассказ. Она остановилась, и какое-то время молча сидела. Потом подняла глаза и вопрошающе посмотрела на психолога, сидящего напротив нее.
Давайте сейчас вернемся к тому, о чем начали говорить в самом начале. Попробуем сформулировать отклик на жалобу клиентки, который мог бы дать психолог, если бы это была реальная консультативная беседа. Надо оговориться и сказать, что какого-то универсального ответа на слова клиента нет и быть не может. Поэтому к написанному ниже стоит относиться как к одному из множества вариантов, которые могли бы быть на консультации. В данном случае важен именно дух этого ответа.
Консультант: «Правильно ли я понимаю, уважаемая Ольга, Вы сейчас испытываете чувство, близкое к чувству отчаянья. Оно разрастается внутри Вас от мыслей о том, что Вы больше никогда не сможете пережить столь сильные чувства, чувства радости, влюбленности, нежности и счастья. Вы убеждены в том, что то состояние, в котором Вы сейчас пребываете, продлится до конца Ваших дней. И Вы не можете сейчас даже помыслить о том, что все забудется, все остынет, все вернется на круги своя, и Вы сможете жить той жизнью, которая Вам нравится, той жизнью, которой хочется жить, той жизнью, каждая секунда которой наполнена радостью и счастьем».
Примерно так выглядит начало беседы с психологом. То, что разворачивается дальше, зависит от клиента и от того, насколько он готов вести открытую и честную беседу, честную в первую очередь перед самим собой. Ведь, по сути, психолог не может зайти дальше, чем готов зайти клиент, и от клиента в первую очередь зависит эффективность психологической помощи. Эта помощь действенна ровно настолько, насколько клиент готов ее принимать. И в силу этого обстоятельства у клиента может складываться впечатление, что психолог не помогает, что на консультации ничего не происходит, и психолог лишь повторяет мысли и слова клиента. И это, к сожалению, действительно частая мысль в голове человека, пришедшего впервые на консультацию. «Я ожидал совсем другого, больше не пойду к психологу. Ведь я ничего не делаю на консультации, кроме как рассказываю о своей жизни. Ну, да, в процессе рассказа мне становится легче, и я начинаю понимать что-то для себя, но ведь я делаю это сам. Зачем мне психолог, если я сам справляюсь, или, на крайний случай я могу поговорить с другом. Общение с психологом – бесполезное дело», — так часто мыслит клиент после консультации. И зачастую работа психолога оказывается за кадром осмысления клиента. То, что психолог создает особую атмосферу, особым образом слушает его, отвечает далеко не обычным способом, все это оказывается не в фокусе внимания, и результаты общения с психологом становятся понятными только потом, когда все уже закончено, все уже пережито. Или же возможен другой вариант, когда клиент так и остается в неведении относительно того, что же все-таки произошло на консультации, и зачем все это было нужно. Случается так, что клиент не отдает себе отчет в том, что он действительно получил помощь.
И в заключение хотелось бы сказать еще несколько слов.
Во-первых, надо оговориться и упомянуть, что жалоба, описанная в тексте, не является жалобой какого-то конкретного человека. Как говорится, все персонажи в данном тексте вымышленные и любые возможные совпадения с реальными людьми являются случайностью.
Во-вторых, в данной статье мы хотели облегчить задачу человеку испытывающему потребность в психологической помощи, но не имеющему опыта общения с психологом. Облегчить задачу мы стремились, описывая примерный вариант начала беседы с психологом. Ведь зачастую от обращения за подобного рода помощью человека удерживает именно незнание того, что будет происходить на консультации, как будет реагировать психолог на его слова, с чего, в конце концов, стоит начинать беседу.
И, наконец, в-третьих, в конце текста мы хотели поднять еще одну тему, тему ответственности клиента за то, что происходит на консультации. Это тоже очень важный момент, и о нем стоит говорить. Ведь покуда у клиента нет понимания того, что консультант — не волшебник, не всеведущий владыка человеческих душ, не всезнающий мозг, который может дать ответ на любой поставленный вопрос относительно того, как ему, клиенту, поступить. Так вот до тех пор, пока психолог для клиента не предстанет в образе обычного человека со своими чувствами, переживаниями, проблемами, наконец, а будет оставаться в некоем демоническом образе мудреца, клиент раз от раза будет испытывать разочарование от беседы с психологом. Поскольку ожидания его не будут соответствовать реальности. И только лишь прорвавшись сквозь собственные мифические представления о психологе, собственные разочарования и мысли о том, что консультант не помогает, клиент сможет постепенно начать замечать, что именно происходит на встречах, как это «работает» и как отражается на его переживаниях.